Прошу тех, кто не любит лестных слов пропустить два обзаца и прочесть при желании языковое толкование , приведённое ниже.
Отступая от сложившейся практики сообщать о близких исследованиях, решил написать о близком творчестве. Особенно важно, что человек не может выразить себя в исследовании так, как может это сделать в творчестве. Купив случайно компакт диск группы "Вася Ложкин рокындролль бэнд "Гениальная музыка"", я был приятно удивлён - песни легли на душу, видно оказались созвучны мне самому, не иначе. Родственность этих песен, что тоже приятно, почувствовали моя жена и дети. Родственницам же старшего поколения музыка показалась хулиганской и неподходящей для детских ушей. И действительно, тексты песен, местами грубоватые, детям не игрушка. А всё потому, что дети не могут думать так, а говорить - иначе. Эту способность приходится каждому в себе взращивать, чтоб оказаться на волне успешности в нашем обществе. А вот автор стихов Алексей Куделин, как мне показалось, как раз не научился этому.
То, что песни Алексея правдивы, искренни и идут от сердца заставляет слушателей открыться в ответ. Или хотя бы приоткрыться, стать на время настоящими, сдвинув личину напыщенности в сторону. Однако так обобщать эффект от прослушивания, увы, неверно. Если бы мои слова были точны, мы бы видели и слышали Ложкина по телевизору и радио, но это не так. Это означает, что у коллектива есть именно "свой слушатель" с душевными волнами которых музыка вступает в резонанс, а остальным она кажется чем угодно "не тем". Моя супруга объясняет этот феномен возрастом: именно тридцатилетним интересны и понятны затронутые в песнях темы. Но я видел и двадцатилетних, что отплясывали рядом со мной. Посему я склонен к выводу, что нравится Ложкин хорошим людям и пойдите меня переубедите. Я не музыкальный критик, а посему написал не о том "как сделано", а о том "как действует", то есть о впечатлении.
КудЕлин - от кудЕль - по Далю: "КУДЕЛЬ, куделя ж. ... вычесанный и перевязанный пучек льну, пеньки, изготовленный для пряжи. || У шерстобитов и валяльщиков, кудель называется свиток, сверток избитой шерсти". Разбирая само слово на составляющие, имеем кУ + дЕль, то есть кУ делать, то есть делать кучу, кипу, совокупность - то есть объединять. Это значит, что Куделин - тот человек, который объединяет. В мыслительном аспекте это может означать способности к сбору и обобщению информации. Если подумать о том, что в этом может быть негативного, то приходит на ум возможная склонность к накопительству или жадности, что, как мне кажется, не про нашего героя.
Ассоциативно кудЕль для меня это купЕль и пУдель - то есть, во-первых, то, что очищает, освящает, перерождает, приобщает, а во-вторых, то, что является другом или поддаётся управлению,как собака, и красиво, как собственно, пудель, хотя для меня пудель никогда красивым не был. Но так считается, причём настолько устойчиво, что даже проникло в мой ассоциативный ряд. Здесь интересно также заметить, что КудЕлин семантически недалеко ушёл от СкуркО - фамилии моей супруги, по одной из версий производной от "шкуры", то есть обе фамилии символизируют производство одежды, что можно толковать как заботу, тепло, защиту и уют.
Переходим к фамилии ЛОжкин (Вася Ложкин - творческий псевдоним поэта). Как видим, автор избрал себе и псевдоним "на Ин" (см. выше), поэтому можно было бы рассмотреть элементы Ложк + Ин, что похоже на "ложка in", то есть "ложка внутрь". Можно "поделить Ложкина" на Лож + кИн, в этом случае первая часть однозначно звучит как слово "лОжь", а кИн - однозначно ассоциируется с неоднозначным словом "кинО" (хотя, что тут неоднозначного? "кинО - направляет (К) тонкое (И) (на) отдалённое (Н) широкое (О)"), что можно толковать как "киноложь", лживое кино (мистика, но после написания этой строки, notepad.exe проставил вначале её символ конца строки и я не мог ничего с ней поделать, так как на неё не устанавливался курсор ни клавиатурой, ни мышкой. Решилось закрытием/открытием документа). В музыкальном отношении, сравнивая названия с группой "Кино", можно сказать о Ложкин(бэнд) - "Лжекино", может "Антикино". Обидно такое сравнение или нет - не знаю, но "кИн" всё-таки далеко не "кинО", а скорее "КИм". Песен Юлия Кима я, признаться, не слышал, но зато самое время взглянуть на эту "недоложь" (без мягкого знака) с других сторон.
Во-первых, "лОж + К + И + Н" - (на) ложь (лОж) направляет (К) тонко (И) отделяет (Н) - можно толковать как "нацелен искуссно отделить ложь",а можно толковать демонически - "ложь направляет - слабых (И) отделяет (выделяет)". Во-вторых, нужно уже рассмотреть "лОж" не как обман, ложь, а побуквенно. Читаем всё слово: Приложить (Л) широкое (О) сжать (Ж) направить (К) тонкое (И) отделить (Н) - Приложиться к широкому, сжать его до тонкого и отделить - опять демонически, но как сильно! Какой сильный образ! Фактически, правильный алгоритм, который показывает, как произвести отсекновение: известна история о том, как отец попросил сына сломать веник - его можно сломать лишь по прутику. Но я предлагаю ещё одну трактовку, и снова положительную: "Приложить широкое, прижать к слабому, отделённому" - это прижать лист подорожника к порезу, это приложить большое сердце к слабым и брошенным - вернуть их к жизни. Таким образом Ложкин - врач лечащий рану; портной, пришивающий заплату к прорехе; Александр Матросов, бросивший себя на амбразуру.
Полученные образы очень сильны, антагоничны. Но не будем драматизировать, а взглянем на простую ложку. ЛОжка - приложи (Л) широкое (О) нажми (Ж) направь (К) - полагаю, что ни у кого не возникает сомнений в правильности этой трактовки. А "А" в слове "лОжка" означает начало в смысле предмет, элемент, свойство. Таким образом, подытоживая в значении Ложкин как "ложка + ин" имеем "подобен ложке" - то есть то, чем наешься, то, что донесёт до рта пищу - читай "донесёт до сердца музыку".
На этой ноте я было поставил точку. Но точка эта была нечестная и вот почему. Группа Вася Ложкин образована всё-таки двумя людьми. Вторым создателем, композитором и клавишником является Павел Шестернёв. Но как можно писать о человеке, о его фамилии, когда приходящая на ум существенная трактовка носит оскорбительный характер? - Невозможно! А как НЕ писать об авторе таких замечательных мелодий?
Итак, сразу уж напишу про бяку, чтоб не висела на мне камнем: я вижу в слове Шестернёв - шестерню и шестерить. И хотя первое основание мегаположительное - шестерня является незаменимым элементом огромного числа конструкций, передаточным звеном, определяет как изменится скорость вращения, а ещё она зубастая, так как имеет зубчики, второе значение "шестёрка" унизительное, уничижительное. То, что в наш обиходный язык прочно вошло слово шестёрка для обозначения автомобиля ВАЗ-2106 не спасает сематническое ядро от значения служить, прислуживать. Именно это писать и не хотелось - какого чёрта я должен очернять человека?
С другой стороны, сердечная необходимость написать о Павле теперь заставляет "копать" как следует, чтоб "увидеть" много больше об этом человеке. Примечательно, например, то, что мне показалось в начале, что эта фамилия звучит как "Шерстенёв", ну а шерсть с куделей (см выше об Алексее) - родные братья! Ведь правда прекрасно? Но и тут ложка дёгтя - всё-таки куделя - "сверток избитой шерсти"... тут самое время напомнить, что у Павла в фамилии буквы Р после Е нет, поэтому и влияние слова "шерсть" должно быть незначительным. Зато слово "шест" есть и должно сообщить обладателю фамилии Шестернёв ряд положительных качеств: упругость, величина, способность преодолевать расстояния, соединяя концы, берега или судьбы людей. Также шест хорошо виден издалека, на нём может реять флаг, что означает в современных условиях, что у Павла должен быть талант к промо-акциям, представлению продукта в выгодном свете и донесению информации о нём до широких масс.
Побуквенно имеем: Сдавленная (Ш) сильно (Е) совокупность (С) твёрдых (Т) сильных (Е) распространённых (Р) отдельных (Н) крайне (Ё) внутрь (В). Удивительно! Оказывается Павел способен буквально сколотить коллектив из людей упёртых и сильно отличающихся друг от друга, сжать их внутри стального кольца. Ничего себе "избитая шерсть", ничего себе "шестёрка"... Таким образом я могу уподобить Павла "волку в овечьей шкуре" или "серому кардиналу". Побуквенное толкование прямо указывает на организаторские способности. А как же сочинительство? Разве ноты не есть твёрдые, сильные, распространяющиеся, отдельные? Разве создание мелодии не есть сдавленная сильно внутрь совокупность (читай - аккорд!) этих самых нот? Таким образом Шестернёв - Композиторов вместе с Куделиным - мастером арнамента - прекрасный дуэт. И был бы я дурак, если бы не написал этого.